пятница, 4 сентября 2009 г.

По ту сторону объектива

У Сергея Довлатова в “Компромиссе” есть такие слова, написанные о своем коллеге, фотокорре: “…И действительно, работал Жбанков превосходно. Сколько бы ни выпил. Хотя аппаратура у него была самая примитивная. Фотокорам раздали японские камеры, стоимостью чуть ли не пять тысяч. Жбанкову японской камеры не досталось. "Все равно пропьет", - заявил редактор. Жбанков фотографировал аппаратом "Смена" за девять рублей. Носил его в кармане, футляр был потерян. Проявитель использовал неделями. В нем плавали окурки, фотографии же выходили четкие, непринужденные, по-газетному контрастные. Видно, было у него какое-то особое дарование...”
Мне всегда везло на талантливых людей. А с Зорием нас свел случай – он был одним из участников тренинга по фотожурналистике, который мы проводили. Тренинг был, как обычно, очень практическим. Ребята должны были делать сюжеты на заданные темы в городе, потом их все разбирали. Еще тогда меня поразило – насколько, оказывается, красивый район проспекта Гагарина. Никогда бы не подумал…
Он приехал и на второй тренинг. Проездом, на съемки в Днепропетровск. Тренинг был уже не для фотожурналистов, но все оборудование было при нем. Вечером у нас традиция – тренеры и группа во время и после ужина общаются неформально, играют в игры, обсуждают какие-то вопросы, которые не успели обсудить днем. Зал, в котором ужинали, – с небольшим выступом (что-то среднее между кафедрой и сценой) и роялем. Помню, Зорий тогда сказал: “Сейчас всем бесплатная фотосессия”. Помню, как заупирались наши дамы. Обычное дело: “Я всегда плохо получаюсь”, “Я не готова”, “Волосы не уложены”. Зорий работал с каждым. Потратил около двух часов. Результаты поразили всех. И меня в том числе. Недовольных не оказалось.
Помню, мы пили вино, на рояле стояли зажженные свечи, Зорий играл. Тогда мы все узнали, что он еще и талантливый композитор. Воистину, если человек талантлив, то талантлив во всем.
Иногда я заказываю ему фотосессии для своих клиентов. Не часто, потому что не каждый мой клиент может позволить себе такое недешевое удовольствие. Но никто потом, просматривая результаты его работы, о деньгах не вспоминает. И я не напрягаюсь, зная наперед, что результат будет просто супер.
Слова Довлатова о Жбанкове к нему не относятся. Точнее, относятся лишь в той части, что "особое дарование" у него - это факт! Но вот техника у Зория, скажем так, вполне может посостязаться со стоимостью моей машины. И не пьет, естественно, как Жбанков. Но взгляд и какой-то удивительный мир внутри, умение точно увидеть сюжет, найти красивое там, где его для других нет – это не купишь за деньги.
И в Харькове, и в самом обычном индустриальном городке, которому всего три четверти лет и где живы еще его (города) отцы-основатели, которые помнят как все начиналось; где нет ни древних соборов, ни удивительной архитектуры, которые сами по себе уже готовый сюжет даже для фотографа-любителя, Зорий сумел найти такие сюжеты, что даже местные не узнавали свой город.
Он передал мне диски со снимками, а потом написал в “одноклассниках”: “Если ты ничего не пишешь, значит, тебе не понравилось?”.
Зорик, иногда эмоции гораздо проще передать через фотографию, чем словами. Поэтому я использую твои же снимки, чтобы не говорить банальных слов.
Просмотр альбома "Zoriy"

4 комментария:

Unknown комментирует...

Dejstvitel'no potriasajusche! Voobsche, videt' - eto dar...

Анонимный комментирует...

Этот мир в основном состоит из тех, кто не поверил, что может стать немножко волшебником... Нажимать на кнопку фотоаппарата - дело нехитростное, но... Иногда показываешь народу, как это снято, ставишь на кон круглую сумму - ан -нет! фигушки... повторить не могут.
Я убежден - причина только одна - пока не будет ярко выраженного человеческого фактора, жизнелюбивого, яркого - твои фотографии будут пусты... Например, я никогда себе не позволяю увидеть в объектив человека с неприглядного ракурса! Тем более показать это другим. Наша жизнь и без того полна негатива, а в любом - я убежден - всегда можно достать из внутреннего самую изюминку, пусть и спрятанную под спудом...

Ксения комментирует...

"Но взгляд и какой-то удивительный мир внутри, умение точно увидеть сюжет, найти красивое там, где его для других нет – это не купишь за деньги." – в этой фразе весь Зорий, вся его суть.
Фотограф он действительно потрясающий.
Благодаря именно его умению показать город и его незаметные, но такие красивые мелочи, я полюбила наш родной город и увидела его совершенно с другой стороны - стороны непротоптанных троп, ночных тихих улиц и закатов над Бугом. Теперь каждый раз гуляя по городу, стараюсь увидеть все глазами Зория и его объектива, которые вместе творят чудеса.

А Алексею завидую белой завистью, что он слышал и видел, как Зорий играет на рояле. Этого мне еще не довелось услышать, а жаль... Много хорошо слышала про Зория как пианиста, когда он еще не был фотографом и часами сидел за роялем...

#ZoriyFine комментирует...

Для тех, кто хочет "увидеть" мою игру - этот и рядом с ним находящиеся ролики: http://zoriy.blogspot.com/2009/10/blog-post_01.html